Юрий Афонин - Портрет, холст, масло

Художник — знает как устроен Мир.

Юрий Афонин, художник из Одессы с необычным мировоззрением и очень интересными работами. Большой опыт преподавания живописи и курсов фотографии, что примечательно не только на Украине, но и за рубежом. Работает с различными материалами и техниками.

Художник Юрий Афонин

Здравствуй, Юра!
Расскажи, что тебя привело в искусство, как начиналась твоя творческая деятельность? Что подтолкнуло стать художником?

Привет! Задумываться над художествами я начал с 14 лет. Пошёл в кружок рисования. В старших классах пришлось выбирать между физикой и искусством — победило последнее. Что конкретно подтолкнуло к творчеству сказать сложно. Походы в музеи и картинные галереи… Что-то пытался рисовать мой папа, но он был военным. Тогда мне больше нравились пейзажи. Шишкин, Айвазовский. С самого начала нравилось экспериментировать с разными материалами, красками. Как-то раз прочитал в книжке, что можно сделать самодельную пастэль, замесив тесто с пигментом. Конечно, я знал, что тесто делают из муки и воды. Замесил, добавил пигмента… Когда оно засохло, получились твёрдые как камень цветные печеньки.

В каких галереях ты бывал в детстве?
Галереи посещал все по возможности. Одесса, Львов, Симферополь, Будапешт. Везде можно найти очень достойные работы.

Пробовал все доступные материалы художника?
Какой в итоге материал более предпочитаем?
А с художественными материалами было всегда тяжело. Раньше — слишком бедный ассортимент, сейчас — нереально дикие цены. Художники вынуждены вечно изобретать всякие уловки, чтобы было чем работать. Предпочтений по материалам и техникам у меня нет. Нравится всё. Хотя, на практике, самые эстетичные, волшебные — акварель и пастэль. Самое простое, практичное, подходящее для обучения и заказов — это конечно масло. Не забываю и про простой карандаш, уголь, сангину. Графические материалы для меня не нечто вспомогательное, а очень даже самостоятельные направления творчества. Я люблю переключаться с одного материала на другой. Масло — уголь — аэрография — акварель — карандаш… Когда не замыкаешься слишком долго в рамках одного подхода, материал воспринимается свежее. Конечно, мастерство владения техникой никто не отменял, но тут уже всё зависит просто от трудолюбия.

Да, по твоим работам видно что ты используешь практически все чем можно творить. Это здорово!
Твое обучение не ограничилось картинными галереями и кружком рисования?

Образование — дело темное. Я с большим трудом закончил полиграфический институт во Львове по специальности художник-график. Тогда я не слишком радовался качеству преподавания. Но я не знал, что после развала Союза образование совсем исчезнет. Сегодня можно говорить только о самообразовании и о поиске индивидуальных учителей. Институты стали профанацией. С интернетом всё тоже не просто. Что бы там найти хорошую информацию необходимо изначально быть специалистом. Главное же в преподавании — это глаза учителя. Если их нет — нет и преподавания.

Кого мы можем увидеть на твоих работах, кто является героями?
Кто под руку подвернётся. И себя любимого рисуем, может быть и случайный прохожий, ненароком зацепленный мыльницей, а иногда и относительно продуманные постановки. Хотелось бы нарабатывать больше материала, но у меня как всегда нет ни студии, ни моделей.

Читать далее…

У тебя есть большой опыт преподавания, не только на Украине.
А опыт преподавания за рубежом у меня появился в Китае. Там я обучал живописи студентов на протяжении двух лет. Тоже на русском языке — с помощью переводчика.

С переводчиком? Интересно! И какой результат обучения таким методом на твой взгляд?
Обучение с переводчиком конечно имеет большие минусы. Главный из них — это то, что точно передать смысловые оттенки на других языках не возможно.

Как устроен рабочий процесс, из каких элементов складывается твое творчество?
Устройство творческого процесса — это что-то вроде формулы любви. Все понимают, что этой формулы нет, но вот, объективные закономерности есть. Художник — это не тот, кто просто красит бумагу. Художник — это человек, который знает, как устроен Мир. Именно это знание он рисует в своих картинах. Главным тут является не ремесло, а понимание мироустройства. Картина — это язык, форма записи понимания мироустройства. Конечно, кто-то рисует чёрные квадратики, а кто-то «Возвращение блудного сына». Кто-то является объектом, а кто-то субъектом.

Элементы творчества — знание, труд, совесть, искренность, осознание единства человека и общества. Да, не все люди могут освоить эти элементы творчества. Поэтому у них появилась смешная отговорка — рисовать не умеем.

В юности я не думал, что всё так серьёзно. Казалось — научусь рисовать — и готов художник. Нет, так не получится. Ведь главное в творчестве – понять, что и ради чего рисовать. А для этого надо понять ради чего стоит жить, а ради чего — нет. Хотя… — большинство людей рисуют совсем не понимая, зачем они это делают. Да и живут только делая вид, будто они живут.

«Его светлые юношеские творческие мечты разбились о суровую действительность и он стал делать бизнес и грести бабло — как все…»- это и есть смерть, а наступает она обычно задолго до физических похорон. А художник — это живой человек, на протяжении всей жизни, более того — к старости он становится ещё живее.

Именно поэтому ты хочешь запустить обучающие видео для художников?
Сама идея онлайн школ мне совсем не по душе. В системе обучения, тем более творческого, крайне важен фактор живого общения. Но и игнорировать возможности интернета сегодня нельзя. На Ютубе есть огромное количество уроков на тему непосредственно практики рисования различными материалами. Там из всего многообразия можно что-то выудить. А вот в плане теории творчества нечего нет, или ерунда совсем. Тут можно пробовать восполнять этот пробел.

Как ты думаешь, чему люди, даже далекие от искусства, могут научиться у художников? Как найти вдохновение?
Настоящий художник — это слегка не реальное существо. Это человек из будущего. Весь наш сегодняшний мир, все законы, библия и всё остальное — построены на основе звериного социального инстинкта — инстинкта доминантности-подчинённости. А будущее будет построено на основе совести-равенства. Это будет принципиально другой мир (альтернативный вариант конечно есть, но он связан с уничтожением всего живого на Земле). Настоящий художник — это человек, который пришёл к нам из того нового мира. Он не понятен людям. Он тратит всю свою жизнь на бескорыстное служение идеалам совести. Ему плевать на идею превосходства в чём либо и над кем либо. Его счастье — это реализация творческого потенциала во благо всего человечества. Частенько всё это связано с отсутствием не только понимания среди нормальных, современных людей, но и с отсутствием денег, еды… Этому не просто учить людей сегодня. Ведь мы говорим о настоящем художественном образовании. И лучшим мотиватором-вдохновлятором для художника и является мир того будущего. Все настоящие произведения искусства где-то именно про это.

Страничка автора Продолжение интервью Продолжение интервью. Что действительно является творчеством?